Рыбалка на Дальнем востоке — Бахтор (часть №4)

Не буду описывать подробно второй день на реке. Всё было примерно так же. Рыбы наваляли будь здоров сколько, ход кеты был аналогичный вчерашнему, а может быть и лучше. Что нас радовало, так это то, что на второй рыбалке соотношение самцов и самочек превалировало в пользу самочек. Как и на первой рыбалке, я в течение часа пытался что либо взять на блесну, но безрезультатно. Правда, несколько раз были как зацепы за что–то, но вытаскивая блесну, каждый раз обнаруживал на тройнике типичную мелкую чешую. То есть кеты поднимается очень много, но она не на что не реагирует. Тогда вопрос, а куда девается на это время вся остальная рыба, и почему она так боится поднимающейся кеты, если последняя совсем не агрессивна. Может это только блесна её не привлекает, а в крупной рыбе она видит своего соперника на спаривание и проявляет агрессию? В общем, на этот вопрос я ответа так и не получил, но правило подтвердилось, -когда поднимается кета, можно забыть про всю остальную рыбу!, во всяком случае, в пути следования кеты до « икрянников». Икрянниками местные называют верховья реки, где собственно и происходит великое таинство отложения икры и осеменения молоками. Среди всех местных рыбаков существует неписаное правило, что на икрянниках ловить западло. Если рыба прорвалась через многочисленные кордоны, которые подстерегают её от самого моря, то эта рыба неприкасаема, и она должна отнереститься. И не дай бог, кому либо, попасться с сетями на икрянниках, того могут просто пристрелить на месте сами рыбаки, а лодку прорубить и затопить. Закон – тайга, медведь хозяин, сами понимаете. И самое интересное, что в верховья, где происходит нерест, на обычной лодке с подвесным движком, просто не пройти, потому, что там абсолютная мель. Но в наше продвинутое время появились плоскодонки под водомётами, которые пролазят по любому меляку. Вот на таких лодках некоторые индивидуумы и пытаются прорваться в святую святых. Если вам когда ни будь попадалась икра очень красивая на вид, сильно зернистая, но которая катается по зубам и щёлкает при раскусывании, то это икра как раз с икрянников. Пока рыба поднимается от моря до верховий реки, икра находится в процессе созревания. И только в самых верховьях она полностью созревает и становится готовая для оплодотворения. Впрочем, что- то я отвлёкся от основной темы. И так, всё повторилось примерно, как на прошлой рыбалке. За ночь успели сделать два сплава. Утром мы так же вывезли рыбу на тракторе, и выгрузив во дворе, начали заниматься разделкой. Усталость брала своё, но отступать было некуда – рыбу нужно разделать пока она свежая. Время от времени нас навещали желающие совершить бартер, причём появились постоянные клиенты с характерными сизыми носами. Шило быстро шло на убыль, но зато икра заметно прибавлялась. Чем больше становилось икры, тем больше начинала болеть голова от дум, а как же вывезти без потерь. Хоть Андрюха и обещал помочь, но что значат обещания за рюмкой? Было принято решение на следующий день сделать перерыв, выспаться за двое суток, копануть картошку и проверить местные урочища на предмет наличия грибов и ягод. Закончив наконец с рыбой, мы качаясь от усталость рухнули спать и заснули богатырским сном. Утром поднялись на удивление свежие и отдохнувшие, погода стояла великолепная, в лучших традициях дальневосточной осени. Быстро позавтракали, закусив свежей пятиминуткой и молосолом из кеты.

Когда на кусочек хлеба с маслом укладываешь тонкий светящийся кусочек малосольной свежей кеты и запиваешь всё это безобразие горячим сладким чайком, то жизнь переходит в иную плоскость от вкушения вкуса деликатеса. Позавтракав, пошли отрабатывать барщину. А что делать, заикнулись хозяйке, что поможем с картошкой. Как говорится, из песни слов не выбросишь. До обеда бодро отбывали трудовую повинность. К нашему удивлению, урожай картошки был просто отличным по дальневосточным меркам. Причём вся картошка была одного сорта, вытянутой формы и свекольно-красного цвета. Причём, как сказала хозяйка, что весь посёлок выращивает именно этот сорт, потому что он наиболее культивирован для местных условий. Вкусовые качества картошки мы по достоинству оценили за обедом. Хозяйка в благодарность за работу наварила нам целый казан картохи в мундирах и достала из погреба солёных груздочков. Мякоть картошки жёлтая, рассыпчатая и довольно вкусная. Мы нажарили под это дело целую сковороду кетовых потрошков, нарезали малосола и уплетали с картохой за обе щёки. Конечно, не обошлось без заветных ста грамм. Настроение поднялось, и мы были готовы совершить прогулку по близлежащим окрестностям тайги. Я взял с собой ведёрко, Семёныч нашёл у хозяйки старое лукошко и мы отправились на тихую охоту. Местная тайга была просто великолепна. В районе Владивостока тайга немного другая, более дремучая с обилием кустарника и лозы. Здесь, зайдя в лес буквально у самого посёлка, мы погрузились совсем в другую атмосферу. Деревья стояли как в парке, далеко друг от друга, поэтому солнечные лучи проникали сквозь кровлю и освещали сплошной ковёр из зелёного мха, устилавший всю землю. Лес был смешанный, местами переходящий в полностью еловый, а местами,были довольно большие поляны чистого осинника, причём осины просто в три обхвата с гладкими красивыми стволами. Кто грибник, тот меня поймёт. Я носом почуял, что этот рай создан для грибов. И моё предчувствие меня не обмануло. На опушке мы сразу наткнулись на плантацию брусники. Естественно присели вкусить свежих ягод, Когда я нагнулся над первым кустиком, то боковым зрением сразу упёрся в целый выводок красавцев белых. Это был настоящий белый гриб, который в простонародии называют боровик. Все грибочки были небольшого размера, с плотными толстыми ножками и тёмно-коричневыми бархатными шляпками. Брусника сразу ушла на второй план. Срезав одну семью белых, взгляд сразу натыкался на следующую. Причём белые сидели на зелёном мхе, как будто кто- то их разбросал, и были видны издалека. Это был предел наслаждения. Некоторые экземпляры даже не хотелось срезать, настолько они были великолепны. Увлёкшись резкой белых, мы выползли на поляну, где царило царство груздей. Это был настоящий белый груздь, практически идеально круглой формы, с загнутыми вовнутрь шляпками с бахромой, плотный, мясистый с капельками росы под шляпкой. Причём только некоторые чуть торчали надо мхом, тогда как наличие остальных прослеживалось по ярко выраженным бугоркам на моховом ковре. В общем, картина маслом. Грузди мы решили не резать, но простояли над ними минут пять, настолько это было впечатляюще. Далее мы погрузились в ельник, который так же был покрыт моховым настилом вперемешку с хвоей. Здесь мы обнаружили царство маслят, причём маслята не переростки, а молодые и плотные как на подбор и к нашему удивлению с абсолютно сухими, нисколько не сопливыми, коричневыми шляпками. Пройти мимо маслят было выше моих сил, и я принял решение, что маслят накошу непременно и сегодня же намариную. Но для этого нужно было вернуться домой и выгрузить белые, так как ведро и лукошко были полными. Благо мы не успели отойти далеко, поэтому решение было принято, и мы тронулись в обратный путь. Возвращаясь, мы наблюдали очень интересные картинки. Целые стайки упитанных рябеньких куропаток мирно паслись, обклёвывая брусничные кустики, абсолютно не обращая на нас никакого внимания. При нашем приближении они даже не пытались взлететь, а просто перебегали довольно проворно чуть дальше. Такое я видел впервые. Можно взять мелкашку и отстреливать их как в тире, что, впрочем, местные очень удачно и делают. Мы ещё раз убедились, что это богатейший и непуганый край, причём местное население это мало интересует, так как на первом месте у них водка, а на втором вырубка тайги. Вернувшись, мы выгрузили грибы и вернулись обратно за маслятами, по пути не удержались, и нарезали ещё пол ведра отборных белых. По приходу домой, я сразу занялся маринадом, и к вечеру у нас было литров шесть вкуснейших молоденьких маринованных маслят. В это время к нам как раз подтянулись Серёга с Петькой и предложили сегодня в ночь рвануть на тонь, т.к сегодня был последний день ловли по «зелёной». Но честно говоря нас эта тема уже мало интересовала, т.к икры у нас было предостаточно и народ активно продолжал обмен. Поэтому я ещё раз напомнил Серёге, что он обещал свозить нас на икрянники и половить на удочки гольца и ленка. Серёга начал говорить, что они хотят ещё раз пресонуть рыбку по «зелёной», а вот потом он организует. Но времени на ожидание лучших времён у нас уже не было, поэтому мы сделали ход конём. Мы просто предложили откушать с нами лесных даров. Я нажарил здоровенную сковороду белых грибочков, навалил большую миску маринованных маслят и достал из холодильника холодненькую бутылочку. Мужики были удивлены, как мы всё это успели, но самое прикольное, что они задали абсолютно глупый вопрос: «А где вы нашли столько грибов?». Честно говоря, этот вопрос поставил меня в тупик, и я не зная, что ответить просто тупо провёл рукой вокруг себя, так как везде простиралось сплошное море тайги. Но когда они попробовали маринованные грибочки, да под запотевшую рюмочку, то вскоре их боевой настрой по поездке на тонь сменился весьма лирическим настроением. Чтобы закрепить успех, Семёныч быстренько притаранил вторую бутылочку и вскоре Петруха произнёс очень умную фразу: « А в принципе, нах…я нам сегодня переться на тонь, мы своё ещё наверстаем.». Серёга опрокинув очередную рюмочку и смачно закусив маслёнком, охотно с ним согласился.

Это была наша стратегическая победа, и мы начали задавать наводящие вопросы по интересующей нас теме. Оказывается, добраться до верховий Бахтора трудно, но в принципе можно на мотоцикле, если знать таёжную дорогу. Захмелев, Серёга заявил, что он дорогу помнит по прошлогодней поездке и доставит нас завтра на место в лучшем виде. Далее мы обсудили, что нужно приготовить для рыбалки. Оказывается, что всё очень просто и нужна обычная удочка с одним крючком и поплавком, а на наживку идёт обычная икра и ничего кроме икры. Правда икра сначала обдаётся кипятком, а после этого подкрашивается ярко-оранжевым или красным красителем. Красители они пообещали взять свои, а насчёт икры проблем вообще не было. В предвкушении новых приключений настроение резко улучшилось, и мы просидели за столом ещё с час, размышляя о завтрашней рыбалке. Вечером я приготовил себе и Семёнычу по телескопу с катушкой, снабдив их скользящими поплавками с ограничителями глубины. Утром в 7 часов Серёга с Петькой стояли у наших ворот, облачённые в камуфляжи и болотники. Мы выглядели примерно так же, водрузились на мотоциклы и двинули навстречу новым приключениям. Выехав из посёлка, мы некоторое время ехали по известной дороге в сторону Комсомольска, затем дорога свернула направо и углубилась в тайгу. Первые километра три можно было с натяжкой назвать дорогой, а дальше была просто тайга с еле заметной колеёй от когда- то давно проходившего транспорта. В некоторых местах приходилось десантировать и просто чуть ли не на себе перетаскивать мотоциклы через всевозможные препятствия. Грибов и ягод вокруг было море, даже на ходу глаз успевал выхватывать на фоне мха то плотный красноголовый подосиновик, то семейство белых, а то просто целые поляны каких -то неизвестных грибов, типа нашей рядовки. Периодически, из -под мотоциклов убегали стада куропаток, а один раз мы даже наблюдали красавца тетерева, вылетевшего недалеко от нас. В общем, красота, да и только. И вот, наконец, между деревьями появились проблески воды. Это была конечная точка нашего маршрута. Я ожидал увидеть чуть ли не ручей, в котором рыбы наступая друг другу на головы, ломятся в места нерестилищ. А это была довольно широкая речка, конечно гораздо уже, чем в районе Бахтора, но правда изобилующая многочисленными мелкими перекатами и валунами, торчащими из воды. Слезли с мотоциклов, огляделись по сторонам. Тишина полная, нарушаемая только тихим журчанием воды и отдалённым стуком дятла. Солнце только поднялось над вершинами вековых кедров и его первые лучи только начали скользить по росе и отсвечивать на крупных ягодах брусники. Хотелось просто стоять и наслаждаться этой тишиной и вдыхать пропитанный грибным ароматом воздух Бахторской тайги. Из оцепенения вывел Серёга — : «Харе балдеть, пора заниматься рыбалкой.». Я вытащил приготовленную икру, предварительно обданную кипятком, а Серёга достал из своего рюкзачка мешочек и начал что-то колдовать. Оказывается, для оранжевого цвета он использовал обычный пищевой краситель, которым обычно красят яйца на пасху, а вот с красным красителем было немного изобретательнее. Он взял обычный стержень от шариковой ручки с красной пастой, вытащил из него головку с шариком, отрезал донышко от пластиковой бутылки и выдул туда содержимое стержня. Затем добавил туда немного постного масла и перемешал всё палочкой. Получилась ядовито – красная смесь, куда мы и погрузили часть икры. Дело в том, что когда икру обдаёшь кипятком, то белок сворачивается, она становится плотная, но абсолютно теряет свой цвет, т.е становится белого цвета. Когда икра постояла некоторое время в красителе, она стала красно – оранжевого цвета и очень даже привлекательная на вид. Но самое главное, что после всех этих операций икра держится на крючке довольно сносно. Поделив наживку, мы спустились к реке. На реке действительно было довольно мелко. Время от времени на поверхности появлялись хребты рыб. Это шла кета. Но она, как объект рыбалки нас совсем не интересовала, хотя зрелище было великолепное. У каждого чокнутого рыбака, при виде такой доступной рыбы, внутри начинает просыпаться какой -то вредный червячок, который подсказывает тебе варианты поимки рыбы. Пришлось сразу загнать этого червяка в самый дальний угол и заставить себя забыть про кету. Наши компаньоны посоветовали нам облавливать ямки, которые имеются под обрывистым берегом. Там глубже и голец с ленком обитают именно там. Они неотступно преследуют кету и выжидают своего звёздного часа, когда начнётся икромёт. Быстро настроив телескоп, я насадил на единственный крючок одну икринку и забросил в ближайшую ямку. Поплавок довольно стремительно пошёл вниз по течению, как вдруг исчез под водой. Подсечка и на другом конце телескопа приятная тяжесть. После недолгого сопротивления извлекаю из воды первого гольца, довольно упитанного, на вид грамм 350-400, серебристого, с тёмной спинкой и с характерными чёрными пятнышками на теле. От такого быстрого успеха я даже немного опешил. Серёга поздравил с почином и сам что-то подсёк. Пока я наживлял, невдалеке весело загудел Семёныч, показывая мне свой первый трофей. И понеслось. Рыба ловилась довольно активно, но смысла её ловить я не видел, поэтому может впервые в жизни я получал кайф от того, что отпускал все пойманные трофеи. Несколько раз цеплялись неплохие ленки под килограмм. Выводить его одно удовольствие. После нескольких часов такой рыбалки, я решил поэкспериментировать и прицепил маленькую вертушку. После нескольких неудачных проводок взял неплохой ленок, а после очередного заброса, я зацепил за хвост приличную самочку кеты. Борьба была очень захватывающая, я вытащил кету на отмель, бережно отцепил и наблюдал, как проворно она уползает по мелкому галечнику, оставляя за собой одиночные икринки.Это было достойное завершение нашего пребывания на Бахторе. Возвращались домой довольные и гордые собой, что не побеспокоили хозяйку реки, которая продолжала свой долгий путь к нерестилищу.

Приехав, нажарили гольца и ленка. Рыба очень вкусная со светло- розовым и очень нежным мясом. Я попросил Серёгу, чтобы он пригласил в гости Андрюху. Нам нужно было договариваться об отъезде. Через некоторое время затарахтел мотоцикл и Серёга с Андрюхой присоединились к нашей компании. Андрюха поведал нам, что он завтра на смене и примерно часов в 11 дня будет идти через Бахтор гружёный лесом. Мы сразу напомнили ему про потайную канистру, он пообещал, что вечером завезёт. И так, это был наш последний день на Бахторе. Мы хорошо посидели за столом и вспомнили, что обещали оставить мужикам свои костюмы. Серёга сказал, что завезёт их по пути домой. Когда Серёга с Петькой уехали, мы начали собираться домой. На брата у нас получилось не много не мало литров по 25 икры. Решили взять с собой по два хвоста малосола и конечно белые грибочки, которые мы порезали и разложили в бане на просушку. Утром к нам нагрянули гости. Это были мужики, которым мы подарили костюмы. В благодарность они припёрли четыре хвоста свежекопчёного балыка и три литра икры. Пришлось пропустить по рюмашке за отъезд. Вскоре подкатили Серёга с Петькой, они привезли заветную канистру, но туда поместилась только половина икры, предварительно пересыпанная в целлофан. Когда за воротами заурчал Андрюхин лесовоз, мы с Семёнычем были похожи на оккупантов, возвращающихся с войны с богатыми трофеями. Попрощавшись со всеми и бахнув на посошок, мы наконец загрузились в лесовоз и тронулись в обратный путь. Было жалко расставаться с Бахтором, с его обалденно красивой природой, с отличными гостеприимными людьми, с его богатой и таинственной рекой. Мы получили приглашение на приезд в следующем году, на что с благодарностью дали утвердительный ответ. Наверное, в этот день звёзды на небе расположились так, чтобы нам сопутствовала удача. Мы без проблем добрались до Комсомольска, постов сегодня, почему то не было, взяли билеты на вечерний поезд и стояли на вокзале в ожидании поезда, потягивая холодное Комсомльское пивко. Было немного грустно и в то же время радостно от прекрасно проведённого времени на реке с таинственным названием Бахтор.