За воблой на Волжские раскаты (часть №4)

И так, мы заякорились и сделали по пробному забросу. На каждый крючок был насажен приличный шмат червя, и конечно оставлен кончик. Ну не поднимается рука насадить на крючок только кусочек червя, и рассчитывать при этом поймать что либо приличное. Первый заброс, причём от лодки всего метров на 10-15. Только вытянул слабину, как почувствовал поклёвку, очень напоминающую поклёвку морского окуня. Это были резкие и довольно борзые постукивания. Подсечка – мимо, опять борзая дробь, — подсечка и опять мимо. Следующая подсечка и наконец, что- то есть. Честно говоря, воблу ловил первый раз, а так видел её только вяленой. И почему то в моём представлении она была почти как тарань, только помельче. И вот я поднял из воды блестящую рыбку, совсем не похожую на тарань. Скорее эта рыбка по форме туловища напоминала голавля, только плавники были не красного, а обычного голубоватого цвета. Размером эта рыбка была совсем небольшая, примерно сантиметров 15 длиной. Егерь довольно улыбнулся и мяукнул, что это вобла. Ну вот, — это моя первая вобла на раскатах. Я знал из форумов, что воблу можно брать начиная от 17см, поэтому первой рыбке повезло, и она была отпущена созывать более взрослых товарищей. На крючках остались кусочки червя, обожраны были в принципе только хвосты. Решил не поднаживлять больше червя, и поправив наживку, повторил заброс. Поклёвки последовали незамедлительно. Опять целая очередь резких подёргиваний. Когда на крючок подсела рыба, решил применить морскую тактику и не вытаскивать по одной рыбке. При очередной поклёвке и подсечке, тяжесть увеличилась, и наконец, последовала уверенная потяжка, после которой спин согнулся дугой. При подъёме все крючки оказались занятыми. На двух крючках висели 2 зачётных воблы, а на третьем довольно упитанная густера грамм на 350-400. И пошло, поехало. Наживлялись кусочки червя, и применялся морской способ поднаживления рыбы, как при ловле морского окуня. Практически каждый раз поднималась гирлянда из трёх рыб. Средняя на фото – это вобла, снизу краснопёрка, а сверху густера – это типичный набор при ловле воблы:

За воблой на Волжские раскаты

Часа два прошло при пулемётном клёве воблы и всякой белой разнорыбицы. Иногда на червя вешался окунь. Через 2 часа нас наследила краснопёрка. Если честно, такой краснопёрки я не только никогда не ловил, но и не видел вживую. Иногда подсаживалось сразу по несколько штук, а то и по три пузатых мамки. Отдельные экземпляры доходили до килограмма. Ловить её конечно прикольно , увлекательно и довольно спортивно. Тянется приятно, спин дугой, а она тянет вразнобой, упираясь до последнего. Да и процесс поднятия в лодку вязанки из трёх штук под килограмм весом каждая, доставляет массу удовольствия. Как оказалось позже, что и вкусовые качества краснопёрки очень хороши. Мясо своеобразное на вкус, жирная спинка, в общем вяленая мне очень даже понравилась. Выглядит краснопёрка примерно так, поверьте, что до фотографирования не всегда доходят руки (хочется не отвлекаться от процесса), и на фотках засняты далеко не самые крупные экземпляры. Но тем не менее:

Иногда на обмусоленный кусочек червя цеплялись вполне приличные лещи на 1200-1500гр. Честно говоря, — это какое то безумие. Такое впечатление, что рыба стоит в очереди за вашей наживкой. И при всей многочисленности воблы, поднимающейся на нерест, она далеко не первая успевает повиснуть на ваших крючках. Если в течение 2-х минут не последовала поклёвка, то начинаешь суетиться и проверять наживку. Как прилов, нас радовала всякая рыба, но!!!, — это было до поры до времени. Очень скоро, рыбача в тех местах, начинаешь понимать, что столько рыбы тебе просто не нужно. Вот где в полной мере начинаешь рыбачить по принципу – поймал, отпустил. Воблу и так отпускаешь каждую третью, если не каждую вторую. Она идёт как то наплывами. То мелка, то вдруг на все крючки виснет зачётная промысловая. Местные говорят, что раньше вобла была на порядок крупнее. А всё дело в том, что все входы из Каспия в многочисленные ерики и речушки на раскатах плотно перегораживаются сетями колхозников и браконьеров. Причём сети ставят с ячеёй не менее 35мм. В сетях остаётся вся мерная вобла, которая потом продаётся на Астраханских рынках. Мелочь же спокойно поднимается выше, и в момент, когда сети выбираются, успевает проскочить некоторое количество мерной каспийской воблы. Вот такую мерную и берёшь для посола, а всю остальную за борт. Даже при такой избирательности, воблы хватает всем и садок быстро наполняется. Самые рекордные экземпляры, которые попадались нам, достигали 250-300 грамм. А так, в основном от 150 до 250гр. На обед в первый день не поехали. День был очень солнечный, поэтому морды к вечеру у всех стали красные, как спелый помидор. На следующий день физиономии были густо намазаны кремом от загара. Забегая вперёд скажу, что вобле я посвятил ещё половину второго дня. И этого было достаточно для выполнения плана заготовки воблы как таковой. На фотографии — это практически только вобла, которую я засолил для вялки. Соли не жалеть и гнёт побольше, – тогда рыба не пропадёт. У каждого получилось примерно по столько.

В конце мая в Волгу из Каспия заходит селёдка. Крупную Каспийскую сельдь местные называют заломной или просто «залом». Оказывается, что желаннее рыбы, для этих детей раскатов, избалованных всякой рыбой, просто нет. Они с нетерпением ждут, когда наконец пойдёт знаменитый «залом». И когда наступает этот долгожданный миг, то другая рыба просто никого не интересует, все заняты ловлей сельди. Ловят на резинки с длинными поводками и блестящими крючками с кембриком. Я вырос на море, и переловил в своей жизни огромное количество селёдки и черноморской и дальневосточной, поэтому для меня ловля данной рыбы не представляет ничего необычного. Тем более, поехать на Волгу, чтобы ловить какую то селёдку, — поверьте, переспектива лично для меня, абсолютно не заманчивая. А так как селёдка начинает идти только в конце мая, а мы прибыли в самом начале, то и ловить её не собирались. Тем не менее, собирая свой ящичек, я, как любой продвинутый рыбак с Чёрного моря, на всякий случай положил один селёдочный самодурчик, связанный по всем правилам черноморской рыбалки. Так вот, ближе к обеду на второй день, когда таскать воблу просто надоело, а стояли мы прямо напротив базы, и до обеда оставался ещё час, меня посетила эта мысль. Я полез в свой заветный ящичек и извлёк на свет божий любимый селёдочный самодурчик. Благо мой фидер достаточно длинный и позволяет бросать самодур из 7 -8ми крючков, а именно 8шт. и было на моём самодуре. Когда наш егерь увидел это произведение искусства, изобретённое на берегах Чёрного моря, он что — то закудахтал на своём Казахском наречии, зацокал языком, и протянул руку, чтобы пощупать неведомую снасть. Когда я поведал ему, что на такую снасть я собираюсь ловить селёдку, он выразил глубокое сомнение, и привёл мне кучу доводов, почему я ничего не поймаю именно сейчас в начале мая, да и в принципе, уважающая себя селёдка, никогда не позарится на громадные блестящие крючки с пером от какой-то дохлой вороны, и обмотанные зелёной ниткой. Чем больше он приводил доводов, тем больше меня подмывало проверить нашу убойную снасть на Волге. Я не спеша подвесил самодур , снабдив его довольно приличным грузом грамм на 60. Честно говоря, на селёдку я рассчитывал меньше всего, а надеялся, что на самодур может позариться чехонь, может окунь, может жерех. Вообще, когда мы почувствовали, сколько здесь разной рыбы, у меня сложилось впечатление, что любая снасть, заброшенная в воды данной реки, обязательно будет схвачена какой либо рыбой. С этими мыслями я и метнул самодур метров на 60-70. Егерь не ожидал от меня такого проворства, и просто раскрыл рот от удивления и восторга, когда грузик издал громкий звук «чпооок…» где-то ближе к середине реки. Знай наших. Что — что, а бросать мы умеем. Я начал неспешными отработанными махами подводить самодур к лодке. Представьте себе мою радость, когда после очередной потяжки, я почувствовал знакомый удар и активное сопротивление на том конце лески. Следующая потяжка, и ещё один удар. Спин дугой, выматываю самодур против течения, морда довольная, сердце учащённо стучит. А что, – дело принципа. Казах на баке с разинутым ртом и глазами — маслинками ставшими ещё уже. Подвожу к борту, поднимаю спин, на самодуре две великолепных селёдки с чешуёй отливающей всеми цветами радуги. На подъёме одна, как обычно рвёт губу и смачно шлёпается за борт. Немая сцена. Я с довольной физиономией, егерь со счастливой улыбкой, пытается что — то промычать на казахском про «сбычу мечт». Селёдка немного отличается от черноморской. Морда у нашей более продолговатая, а у этой скошена к верху и открывается как аппарель, примерно как у чехони, и наша более широкая, а эта более вытянута. Всё остальное одинаково, вся чешуя остаётся на руках и переливается, как серебро. В глазах егеря я взмыл до недосягаемых высот. Он смотрел на меня, как на бога и не переставал повторять, что я настоящий рыбак, что никто ещё не ловит селёдку и что, наверное, это чудо совершил мой чудо-самодур. Я продолжал самодурить, и вскоре поднял ещё одну селёдку, затем ещё одну, затем ещё… Несколько раз на самодур подбагривались довольно приличные подлещики и ещё какая то рыба, похожая на подлещика, только гораздо более вытянутая и плоская. В общем, до обеда я вытянул с десяток мерной селёдочки, и был вполне доволен собой. Причём, я заметил одну интересную вещь. Когда я ловил воблу, то чётко нащупал границу, где вобла движется косяком. Эта полоса была метрах в 10 от лодки на спаде с бровки в сторону русла, т.е совсем недалеко от берега. Чем дальше забрасываешь спин, тем реже попадается вобла. Представьте себе, что и селёдка подсаживалась на самодур, чётко на подходе самодура к полосе, в которой держится вобла. Может она сопровождает её и подъедает икру, а может просто поднимается из Каспия за компанию в одном косяке. Весть о том, что пошла селёдка быстро разнеслась по базе и у народа началась суета. Но меня эта тема больше не интересовала, этой рыбы мы всегда поймаем в октябре-ноябре у себя на море. Зато я приготовил мужикам целую миску замечательного «Хё» по дальневосточному рецепту, которая под рюмочку ушла на «Ура» на следующий день. Надо сказать, что вкусовые качества Каспийской селёдочки весьма хороши, но так как мы ловим свою по осени, то она гораздо жирнее этой. Пообедали довольно вкусно, замахнули по пять капель за улов. Приятно после жары в прохладном кабачке потянуть кружечку холодного разливного пивка. Затем разделка и засолка рыбы. После обеда было решено поехать на яму и попробовать поблеснить жереха. Благо яма находилась не далеко от базы, чуть ниже по течению на противоположном берегу. Вообще, жереха никто из рыбаков не ловил. И не ловил не потому, что не хотел, а потому, что его не было. Вернее его не было в местах его обычного обитания, нигде не встречались знаменитые жереховые котлы. Всё из- за разливов и мутной воды. Вода с каждым днём прибавлялась, течение становилось всё заметнее, а уровень всё выше. Но половить то хочется. Тем более, что перед поездкой подсмотрел в передаче, что жереха ловят на специальные бородки, которые подцепляют выше кастмастера на поводке. Ради такого случая, я выследил одиноко пасущегося козла, и улучшив момент, лишил его самого дорого – бороды. Из бороды удалось изготовить с десяток очень даже приличных козлиных бородок. Опыт великое дело, и его так просто не пропьёшь. Когда всю жизнь вяжешь самодуры для моря, то связать с десяток каких-то бородок из козла – это что два пальца об асфальт. В общем, двинулись знакомиться с ямой. Ямы здесь немного другие, чем я себе представлял. Идёт основное русло с довольно приличным течением с ровными берегами. Вдруг, в каком- то месте, берег образует довольно просторную заводь с нависшими деревьями и высокими берегами. В заводи течение гораздо тише, чем на фарватере, и постоянно крутит в разные стороны. Перепад глубин на такой яме может быть до 20 метров. Ямы – это излюбленное место всяких монстров – сазанов, сомов и т.д Для ловли места очень удобные. Когда на основном русле сильный ветер, то здесь под крутым берегом, закрытым деревьями довольно тихо. Все швартуются вдоль берега и кидают снасти собственно в саму яму. Выглядит это примерно так:

За воблой на Волжские раскаты

Заякорились и начали обстреливать яму кастмастерами с подвязанной козлиной бородкой. Первая поклёвка последовала у моего напарника. Спин в дугу, я свою снасть быстро поднял на борт и наблюдаю за исходом. Рыба тянется тяжело, но довольно вяло. Подтягивает к лодке, на поверхности появляется лещ под два кг. Он забагрился под плавник и спокойно покорился судьбе. Следующая поклёвка у меня. Это довольно резкий удар, но мимо. Далее на бороду хапнул довольно приличный окунь, после этого у меня забагрился довольно приличный лещ, затем лещ у напарника. Жереха не было и близко. И вскоре полоскание кастмастерами ямы нам прилично надоело, я сделал вывод, что на яме полно леща, и мы решили перейти опять к наживке. Первые забросы показали, что мы не ошиблись в своих догадках. На яме ловились приличные лещи, отменная густера и караси. Об этом хочется сказать чуть подробней. Это не просто караси, а настоящие «свинокараси» — круглые, плотные, с широкой спиной и весом от килограмма и выше. Тянуть такого – одно удовольствие. Без подсака он не хочет подниматься на борт. Рыбалка на яме выглядит примерно так.
На этой фотке изображение обманчиво. На самом деле лещ примерно по двушку, а густера грамм на 400-450: